Образовательные стандарты и требования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
Доп. информация:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Комментарии к ФГОС ДО Министерства образования и науки Российской Федерации
Методические рекомендации к организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Методические рекомендации для родителей по реализации ООП на основе ФГОС ДО
План мероприятий по введению ФГОС ДО
ЧТО ТАКОЕ ВСОКО ?
Внутренняя система оценки качества образования (далее — ВСОКО) — неотъемлемый элемент управленческой деятельности, который опирается на регулярный анализ качества образовательного процесса, его обеспечения и эффективности. Оценка является самоаудитом системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательных услуг о степени соответствия предоставляемого образования требованиям ФГОС. ВСОКО в ДОУ является обязанностью учреждения, внедряется силами сотрудников детского сада для последующего использования полученных результатов. Оценочные процедуры подразумевают:
- должностной контроль — осуществляется согласно циклограмме форм и видов контроля;
- оценку качества образования и условия для реализации программы;
- общественную экспертизу, к которой привлекают родителей и заинтересованных лиц.
Нормативная база ВСОКО определяет ее инвариантную составляющую, в которую включают разделы, обеспечивающие выполнение федеральных стандартов. Детский сад вправе включать дополнительные составляющие оценки качества образования.
Выделяют триединство составляющих качества образования.
- Условия — кадровое обеспечение, материально-техническая база, психолого-педагогические условия, информационно-развивающая среда, эстетические и санитарно-гигиенические, питание и медицинское сопровождение, документооборот, общественно-государственное управление.
- Процесс — степень удовлетворенности родителей, уровень квалификации педагогов, эмоционально-психологическое благополучие детей, степень их социальной адаптации, соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей, а основных — требованиям ФГОС.
- Результат — насколько дети усваивают образовательную программу, задействованы в воспитательных мероприятиях, демонстрируют психологическую готовность к школе, каковы результаты коррекционной работы, состояние здоровья воспитанников.
Направлениями ВСОКО в детском саду является оценка:
- Выполнения ООП и поставленных в годовом плане задач.
- Организации воспитательного процесса.
- Уровня профессионального мастерства педагогов и его динамики, кадрового обеспечения учреждения.
- Степени сформированности предметно-развивающей среды, медико-социальных условий и материально-технической базы.
- Индивидуального развития детей (физического и психического) и состояния их здоровья.
- Степени адаптации прибывших детей к условиям в детском саду, готовность выпускников к учебе в школе.
- Семьи и степени удовлетворенности родителей.
- Оценочные процедуры проводятся с соблюдением морально-этических норм и опираются на принципы максимальной прозрачности и открытости, достоверности, объективности и системности, оперативности и рефлективности.
Формами реализации ВСОКО являются: мониторинг (целенаправленное систематическое наблюдение, собеседование, анализ документации, анкетирование, тестирование, сравнение и анализ); контроль (оперативный, тематический, фронтальный, итоговый).
Объектами исследования выступают:
- В образовательной среде — нормативно-правовое и кадровое обеспечение, контингент воспитанников.
- В среде воспитанников — уровень развития психических свойств, академические показатели, адаптированность и антропометрические данные.
- В среде педагогов — результативность деятельности, уровень профессионального мастерства и инновационной деятельности, наличие педагогических затруднений, самообразование. Образовательный процесс — соблюдение режима дня и организации питания, точности режимных моментов, условий воспитательно-образовательного процесса.