Новости

Консультация учителя-логопеда

9

февраля

2022

Все родители беспокоятся о физическом, умственном, речевом развитии своего ребёнка. Приводя ребёнка в детский сад, надеются, что речь ребёнка значительно улучшится в общении со сверстниками и педагогами. Иногда результаты речевого развития кажутся родителям недостаточными. На что в первую очередь они обращают внимание? С какими жалобами чаще всего обращаются к логопеду? Это, как правило, нечёткость произношения звуков, перестановка слогов («масалёт» вместо «самолёт» т . д.), реже – на трудности в запоминании стихов, запинки в речи.

В каком возрасте стоит обращаться с ребёнком к логопеду? Специалист диагностирует речь ребёнка при поступлении в детский сад и делает запись об этом в медицинской карте ребёнка.

В детском саду учителя –логопеды посещают первую и вторую младшие группы, слушают речь детей в играх и на занятиях, на праздниках и развлечениях, наблюдают за речевым развитием детей, встречаются и беседуют с родителями по своей инициативе или запросу родителей.

В средней группе учитель- логопед проводит диагностику  состояния речи детей и даёт рекомендации родителям. Диагностика речи проводится только по заявлению родителей. Логопед смотрит на мышечный тонус тела, особенности осанки и движений ребёнка, особенности  развития мелкой моторики, захвата карандаша, на уровень сформированности навыков самообслуживания, так как  эти данные помогают точнее понять  особенности речи ребёнка. Логопед так же оценивает состояние артикуляционного аппарата ребёнка: симметрию, тонус, подвижность языка, губ, мягкого нёба, подъязычной уздечки.

Диагностика речи осуществляется по семи направлениям.

Обследуя понимание ребёнком речи, логопед выясняет,  на каком уровне  ребёнок понимает вопросы, может рассказать о своей семье, об игрушках, о друзьях, понимает ли предложно- падежные конструкции, типа «дочкина мама – мамина дочка», понимает ли значение предлогов, может ли выполнить простую инструкцию, типа: «Возьми на большом столе карандаш и принеси сюда».

В процессе беседы с ребёнком логопед обследует и общее звучание речи: темп, силу голоса, выразительность, тип дыхания, умение делать логические паузы.  При помощи специально подобранных картинок специалист выясняет как ребёнок произносит те или иные звуки, есть ли дефект озвончения или оглушения, смягчения.

Специалист обязательно обследует состояние речевого слуха ребёнка: повторение слоговых цепочек с заменой одного звука – па-па- та; то-то- ту, умение определять, есть ли в слове звук, умение выделить первый гласный звук в слове, различение слов, близких по звучанию – ложки – рожки, сыр – сор и т.д.

Очень важным моментом в диагностике является обследование грамматического строя речи ребёнка: умение согласовывать слова в роде, числе (« красное яблоко», а не «красная  яблака», «мамина сумка», а не «мамины сумка»ит.д.), умение образовывать множественное число (пять шапок, а не шапков, три коня, а не три конёв), уменьшительно-ласкательные формы слов (кошечка, а не кися, туфельки, а не туфлечки…), называть место расположения предметов при помощи предлогов ( книга лежит на столе, а не «тут»,  мяч укатился под стол, а не «туда»).

Учитель – логопед обязательно оценивает и словарный запас ребёнка: пассивный – покажи где…( у стула ножки, спинка, у ребёнка – локоть, колено, плечо), и активный словарь, где ребёнка самостоятельно просят назвать предлагаемые предметы или изображения, объяснить назначение некоторых предметов, явлений, действий (Бабушка варит суп, жарит котлеты, печёт пирожки. Молния сверкает. Часы показывают время).

Одним из важных показателей речевого развития является состояние слоговой структуры речи. Логопед определяет, слова какого слогового строения ребёнок может произносить без пропусков или замен слогов (простокваша, мотоциклист, парикмахерская, пуговица, пылесос), без добавления в слова лишних звуков или потери звуков при стечении согласных, может ли он повторить словосочетание или фразу со словами определённой слоговой структуры (Водопроводчик чинит водопровод. На перекрёстке продают помидоры. Волосы подстригают в парикмахерской).

Ну и конечно, логопед обследует состояние связной речи ребёнка: умение строить полное предложение, послушать короткий рассказ, ответить на вопросы по содержанию, пересказать, затем самостоятельно составить рассказ из 3 – 4 картинок с последовательными действиями.

По итогам такого обследования заполняется диагностический лист и формируется предварительное речевое заключение, на основании которого учитель – логопед даёт рекомендации родителям по речевому развитию их ребёнка.

Если нарушения есть в развитии всех или большинства компонентов речи, то рекомендовано пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), специалисты которой оценят состояние речи ребёнка, ещё раз обследуют все компоненты речи, ознакомятся с заключениями врачей, побеседуют с родителем ребёнка о его раннем развитии и вынесут решение о дальнейшем образовательном маршруте малыша. Если ПМПК присваивает ребёнку статус «ребёнок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» и рекомендует обучение по Адаптированной основной образовательной программе, то это значит, что  состояние речи ребёнка на момент обследования, затрудняет его обучение в большой группе, ребёнку нужны дополнительные индивидуальные или подгрупповые  занятия по развитию речи, речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, которые помогут ему воспринимать и усваивать русский язык, как систему, правильно и полноценно. Такие дети зачисляются в детском саду в логопедическую группу, посещают её, как правило, до окончания детского сада. Затем родители сами решают, достаточно ли развита речь их ребёнка, при необходимости могут опять обратиться в ПМПК, чтобы специалисты дали оценку и рекомендации для школьного обучения.

Если же у ребёнка нарушено произношение звуков, но речь, как система, не нарушена, то ребёнок может заниматься с логопедом бесплатно в ЦПП МСП (Центре психологической помощи и поддержки семьи). Записаться на занятия и диагностику можно на сайте Центра или по телефону.

Родителям не стоит специально натаскивать ребёнка перед комиссией, заучивать с ним ответы на вопросы. Регулярные беседы, семейное чтение, обсуждение увиденного дадут лучший результат для речевого развития ребёнка.

Учитель- логопед МБДОУ №132 Карло-Наталья Викторовна