Новости
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ МБДОУ№132
28
мая
2024
Составила: воспитатель
Головина Т.Ю.
1. «Узнай по голосу»
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
2. «Лишнее слово»
Цель игры: развитие фонематического слуха, оперативной памяти.
Ход работы. Из четырёх слов, отчётливо произнесенных воспитателем дважды, дети должны назвать то, которое отличается от остальных.
дом-дом-дом-дым
кот-ком-ком-ком
утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
канава-канава-какао-канава
минута-монета-минута-минута
буфет-букет-буфет-буфет
буква-будка-будка-будка
гости-гости-гости-кости
голос-колос-голос-голос
палка-палка-балка-палка
класс-класс-глаз-класс
шутка-жутко-жутко-жутко
роза-роза-роза-роса
блеск-плеск-плеск-плеск
3. «Испорченный телефон»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
4. Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
Описание игры:
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
«Лишнее» слово среди имен существительных:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал.
5. «Подскажи словечко»
Цель: развитие понятийного мышления, быстроты реакции.
- Лимоны кислые, а сахар...
- Собака лает, а кошка...
- Ночью темно, а днем....
- Трава зеленая, а небо...
- Зимой холодно, а летом....
- Ты ешь ртом, а слушаешь...
- Утром мы завтракаем, а днем...
- Птица летает, а змея...
- Лодка плывет, а машина...
- Ты смотришь глазами, а дышишь...
- У человека две ноги, а у собаки...
- Птицы живут в гнездах, а люди...
- Зимой идет снег, а осенью...
- Из шерсти вяжут, а из ткани...
- Балерина танцует, а пианист...
- Дрова пилят, а гвозди...
- Певец поет, а строитель...
- Композитор сочиняет музыку, а музыкант
- Сова летает, а кролик…
- Корова ест сено, а лиса…
- Крот роет норки, а сорока…
- Петух кукарекает, а курица…
- Лягушка квакает, а лошадь…
- У коровы телёнок, а у овцы…
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка… и т.п.
6. «Кто кем (чем) будет?» Кто кем (чем) был?»
Цель: установление последовательности событий.
Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
кем (чем) был раньше:
цыпленок - яйцом шкаф - доской
лошадь - жеребенком велосипед - железом
дуб - желудем рубашка - тканью
рыба - икринкой ботинки - кожей
яблоня - семечком дом - кирпичом
лягушка - головастиком сильный - слабый
бабочка - гусеницей мастер - ученик
хлеб - мукой листок - почкой
птица - птенцом собака - щенком
овца - ягненком шуба - мехом
козёл - козлёнком бык - телёнком
7. «Слово заблудилось»
Цель: развитие слухового внимания; умения подбирать слова в рифму по смыслу.
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.
- На полу из плошки молоко пьёт ложка(кошка).
- На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
- Вкусная свариласьМаша, где большая крошка наша (каша,ложка).
- На дворе большой мороз, отморозить можно трос (нос).
- «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок (пирожок, внучок).
8. «Сравнение предметов»
Цель: Сравнение предметов между собой, искать четыре сходства и различия.
Для сравнения даем пары слов:
Муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка.
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?
9. «Соедини»
Цель: составление словосочетаний из отдельных слов.;
Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.
Примеры:
высокий, дерево — высокое дерево;
девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;
10. «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход работы: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок-тигрята, у льва – львёнок-львята, у слона – слонёнок-слонята, у оленя – оленёнок-оленята, у лося – лосёнок-лосята, у лисы – лисёнок-лисята.
Группа 2. У медведя – медвежонок-медвежата, у верблюда – верблюжонок-верблюжата, у зайца – зайчонок-зайчата, у кролика – крольчонок-крольчата, у белки – бельчонок-бельчата, у волка-волчонок-волчата.
Группа 3. У коровы – телёнок-телята, у лошади – жеребёнок-жеребята, у свиньи – поросёнок-поросята, у овцы – ягнёнок-ягнята, у курицы – цыплёнок-цыплята, у собаки – щенок-щенки.
11. «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход работы: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
12. «Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
13. «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход работы: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог: - дети:
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска…
Вариант 2.
Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
педагог: - дети:
Огурец, помидор - овощи.
14. «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и т.п.
15. «Чей хвост, нос; чья голова; чьи уши, лапы?»
хвост, нос голова уши, лапы
у медведя медвежий медвежья медвежьи
у волка … … …
у лисы … … …
у зайца … … …
у белки … … …
16. «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход работы: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – дети:
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2.
педагог: - дети:
Где живёт медведь? - В берлоге.
Где живёт волк? - В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
17. «Подбери действие?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: - дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет, согреевает.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат, звенят.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
18. «Скажи наоборот»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: - дети:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
комар маленький, а слон...;
пушинка легкая, а камень...;
горчица горькая, а сахар...;
куст низкий, а дерево...;
компот холодный, а суп...;
сметана густая, а молоко...;
ручеек узкий, река...;
ночью темно, а днем...;
сахар сладкий, а лимон…;
ходят ногами, а бросают…;
детский сад близко, а школа…;
лента узкая, а пояс…;
ручей мелкий, а озеро…;
жаворонок поет, а ворона…;
самолет летает высоко, а вертолет…;
черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
в кастрюле воды много, а в стакане…;
покупатель покупает, а продавец...;
летом жарко, а зимой …;
утром завтракают, а в полдень …;
соль солят, а сахаром …;
дети отвечают, а воспитатель...;
вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
на дереве растут фрукты, а на грядке…;
весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
утром встают с кровати, а вечером...;
небоскреб высокий, а избушка…;
птицы летают, а змеи…;
в полдень обедают, а вечером …;
кино смотрит зритель, а книгу читает …;
на улице грязь, а в доме…;
ствол у дерева толстый, а веточка….
карандаш рисует, а резинка ...
19. «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - дети:
Рукавички из меха - меховые Таз из меди - медный
Рукавички из шерсти - шерстяные Ваза из хрусталя - хрустальная
Стакан из стекла - стеклянный Сковорода из чугуна - чугунная
Ложка из дерева - деревянная Нож из металла - металлический
Ведро из железа - железное Платье из шёлка - шёлковое
Рубашка из хлопка - хлопковая Ящик из пластмассы - пластмассовый.
20. «Подбери предмет к действию?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
21. «Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход работы: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
22. «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог: - дети:
Красный - мак, огонь, флаг.
Оранжевый, оранжевая - апельсин, морковь, заря.
Жёлтый, жёлтая - цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный, зелёная - огурец, трава, лес.
Голубой, голубое, голубые - небо, лёд, незабудки.
Синий, синее - колокольчик, море, небо.
Фиолетовый, фиолетовая - слива, сирень, сумерки.
23. «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход работы: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и т.п.
24. «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход работы: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
25. «Слова»
Цель: развитие слухового внимания, навыков звукового анализа
Дети должны назвать слово, начинающееся на тот звук, который был последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок называет слово «аист», второй игрок - «тропинка», третий - «альбом» и т.д.
26. «Земля, вода, воздух»
Цель: развитие наблюдательности, обогащение словаря, быстроты реакции.
Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.
Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.
Пример: вода — карась; земля — кабан; воздух — воробей.
27. «Слово-ассоциация»
Цель: развитие ассоциативного мышления и расширение словарного запаса.
Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок».
28. «Словесный волейбол»
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
29. «Задом наперёд»
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук, Аня (мяч, ложка, книга, кукла, Аня).