Новости

Опыты и эксперименты

27

июля

2022

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

 Несколько важных советов:

  1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
  2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
  3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
  4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
  5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, интернете;
  6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
  7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
  8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ

 Вам понадобятся: формочки с одинаковым количеством обычной и солѐной воды, молока, сока, растительного масла. Ребѐнок рассматривает жидкости, экспериментирует с ними и определяет различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ѐмкости). Ребѐнок выносит формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки взрослый с ребѐнком рассматривают и определяют, какие жидкости замѐрзли, а какие – нет. Что происходит: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛЬДА

Мы все знаем, что вода, замерзая, превращается в лед, но редко задумываемся – какими удивительными свойствами обладает самый обыкновенный лед. С помощью простых, но очень показательных опытов вы сможете рассказать детям об этом. Вам понадобится: четыре пластиковых стаканчика, фломастер, соль, четыре миски и кусочек меха. Налейте одинаковое количество воды в каждый стаканчик и сделайте на одном из них отметку уровня воды фломастером. Поставьте стаканчики в морозилку на ночь. Утром посмотрите, изменился ли уровень воды, когда она превратилась в лед? Теперь предложите ребенку отгадать, где лед растает быстрее: в миске с горячей водой; с холодной водой; в пустой миске или в миске, которая укутана мехом (можно обернуть обыкновенной ватой). Проведите вместе эксперимент. Заметьте по часам, за какое время растаял лед. Вы увидите, что лед «в шубе» будет таять медленнее, чем в пустой миске. Обратите внимание ребенка, что в миске с водой лед не утонул. Хотя большая часть находится под водой, лед хорошо плавает. Объясните, что именно поэтому так опасны айсберги - ведь над поверхностью воды видна лишь его верхушка, а около 80% объема ледяной глыбы спрятано под водой.

Опыт: «КАКИЕ ВЕЩЕСТВА В ВОДЕ РАСТВОРЯЮТСЯ / НЕ РАСТВОРЯЮТСЯ».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них ребенок положит обычный песок и попробует размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните ребенку, что он постоянно размешивает сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный сок? А если бы на дне реки был сахарный песок? Предложите ребенку размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

ВОЗДУХ ПОВСЮДУ

Вам понадобятся: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги. Загадайте ребенку загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь Ииобратно держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. Как ты думаешь, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Ребѐнок вместе со взрослым надувает воздушные шарики. Что происходит: Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.