Новости
Методическая разработка «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
27
мая
2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 132»
Подготовила:
Воспитатель Ващенко М.А.
2024 год
Воспитание и обучение детей осуществляется многообразными путями, преследуя важнейшую задачу - вырастить будущее поколение всесторонне развитым.
Важнейшим этапом воспитания являются первые годы жизни ребенка, так как в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяет последующий путь жизни. Корнем этого влияния является язык народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, в играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы - народный фольклор - представляет настоящую сокровищницу мудрости, исключительные образцы языка народа, накопленные многими поколениями. Так народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания и произошло соединение народной и теоретической педагогики.
Одним из видов словесного творчества являются загадки. Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание в работе воспитателей детских учреждений.
Совершенно очевидно, что загадка - это полезное упражнение для ума ребенка, когда она правильно выбрана. Необходимо всегда помнить о крайне незначительном опыте дошкольников, о неспособности их мыслить отвлеченно. Ребенок должен искать ответ на загадку - это и есть упражнение для ума.
Вопрос о необходимости использования загадок в развитии связной образной речи не поднимался, мало освещена технология развития словесного творчества дошкольников, образности, выразительности речи на материале загадок.
Поэтому данная проблема очень актуальна в настоящее время и требует глубокой разработки конкретной методики знакомства детей с собственно художественными достоинствами разных жанров устного народного творчества, методики работы с загадкой для развития связной образной речи детей.
Вышеизложенное определяет проблему исследования: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста
Цель: определить возможности использования загадок для формирования образно речи детей старшего дошкольного возраста.
Понятие загадки
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадка в одних случаях дает представление о предмете, в других - тренирует память и развивает воображение, мышление и речь, служит сигналом в коллективной игре.
Классификация загадок
Классификация загадок дается по их идейно- тематическому содержанию и группируется по отгадкам:
- Природа и природные явления.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Домашние животные. Предметы, связанные со скотоводством.
- Человек. Общественные отношения, закон, верования.
- Изба, постройки и предметы, связанные с домашним бытом.
- Орудия труда, охоты и промысл.
- Наука и техника.
- Разные загадки. Загадки-задачи.
Происхождение загадок
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник); да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Психолого-педагогическое значение загадки
В экспериментально-психологических исследованиях достаточно большое внимание уделяют вопросам понимания переносного смысла, подтекста, достаточно затруднительного для представления о ситуации. К такого рода «подтекстным» исследованиям относятся методики «отгадывания загадок», где по фрагментам надо воссоздать целое (синтез через анализ), «понимание пословиц» (басен, аллегорий, намеков, иносказаний), а также очень слабо исследованная область, относящаяся к проблеме создания и оценки остроумных высказываний. Клиническая практика показала, что именно в таких несовпадениях формальных языковых структур и их внутреннего содержания коренятся причины большинства затруднений в понимании истинного содержания коммуникаций.
Отгадывание загадок относится к игровой деятельности человека, особенно актуальной в детском возрасте. Одновременно загадки служат средством, стимулирующим мыслительную деятельность, они расширяют зону поиска, усиливают аналитико-синтетические операции, способствуют развитию целенаправленности. В народном творчестве загадки всегда у всех народов служили мерилом умственных способностей. В русских сказках в качестве испытания героям предлагалось отгадывать загадки, и не ответившие на них с позором изгонялись, а ответившие пожинали лавры победителей: получали полцарства, а иногда и дочь царя в жены.
Загадки, собственно, представляют собой разного вида по сложности задачи. Самые простые содержат в себе очень подробные указания на объект (типа загадок «Зимой и летом одним цветом», «Сидит девица в темнице, а коса на улице»). Другие же достаточно абстрагированы от объектов, признаки, их составляющие, следует понимать не буквально, а в переносном смысле, что усложняет задачу (такова знаменитая загадка сфинкса — «Утром на четырех, днем — на двух, вечером — на трех»). Отгадывая загадки, испытуемые могут проверить себя на скорость решения (сообразительность), успешность решения (объем решенных загадок по отношению к предъявленным), субъективные предпочтения к такого рода занятиям.
Функциональные особенности сказки
Загадки выполняли и выполняют следующие функции:
- Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),
- Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)
- Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время
- Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).
Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник XVIIIв. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Крашенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь —востроверхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку —простыгою, коня —долгохвостым, корову —рыкушею, овцу —тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха —голоногим и прочее..." Крашенинников отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять3.
У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные песни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок,
разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком , но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.
С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях.
Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных. Сказка стала жанром детского фольклора.
Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики"4.
Методика работы с загадкой.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.
Правила работы с загадкой.
- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.
- Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет».
- Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например : « В лесу – чудо, растет блюдо»
- Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.
- Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.
- Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.
- Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.
- Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»
- Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.
- Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.
- Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.
Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.
Наверное не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети- шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание ? Тогда взрослый предлагает детям отгадать загадку , и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.
Чем же привлекает детей загадка?
Загадка кратка по форме и в тоже время имеет элемент игры и соревновательности, а это очень любят дети.
Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?
Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:
Речевое развитие
- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
- Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
- Загадка - наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников .Дети учатся лаконично аргументировано строить свой ответ доказательство.
- Яркий и образный язык, используемый в загадках, способствует развитию у детей «поэтического взгляда на действительность.
- Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.
Умственное развитие
- Направляет внимание детей на предметы, явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Формирование коммуникативных навыков
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения.
- Учит сопереживать чужой неудачи и искренне радоваться чужому успеху.
Всем загадка хороша и способна решать целый комплекс педагогических задач, но чтобы использовать ее наиболее эффективно ,необходимо знать следующие правила .
Правила работы с загадкой.
- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.
- Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет»
- Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например: « В лесу – чудо, растет блюдо»
- Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.
- Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.
- Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.
- Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.
- Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»
- Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.
- Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.
- Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.
Как можно использовать загадки в работе с детьми
- Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
- В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
- Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
- С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.
- Как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.
- Проведение досугов, викторин, игр .Например Занятия полностью посвященные загадкам из цикла " В гостях у Бабушки Загадушки" ( " Прятки с загадками", " Волшебный сундучок", " Что? Где? Когда?")
Использование загадок в работе с родителями
Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, познания окружающего мира, приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте активно развивается воображение и творчество, общая инициативность.
Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?
Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:
- Речевое развитие
- Умственное развитие
- Формирование коммуникативных навыков
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
В настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный процесс.
Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е.Левина, А. П. Усова, Е. И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-семи лет.
Поэтому я обратилась к проблеме использования устного народного творчества в работе не только с детьми дошкольного возраста, но и их родителями.
Работу с родителями веду по следующим направлениям:
- Использование инновационных методик и технологий.
- Анкетирование.
- Консультации и рекомендации для родителей.
- Оформление папок-передвижек и информационного стенда. Семинары-практикумы.
- Слайд-презентации.