Новости

Консультация для родителей «Математические игры для дошкольников в домашних условиях»

29

мая

2024

Математическое образование дошкольников включает в себя не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям. Математическое, точнее, логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление — это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Развитие математического мышления связано с овладением математическими понятиями, а значит, с развитием речи, обогащением словаря. В речи ребенка постепенно появляются слова «столько», «сколько», «множество», «больше», «меньше», «больше чем на», «равно», «одинаково», «вчера», «сегодня», «завтра», «время», «мера», «число».

Математическое образование включает и развитие воображения, фантазии.

Мышление четырехлетнего ребенка позволяет выделять те отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его внимание взрослые. Дети, играя в предложенные игры и упражнения, активно используют прилагательные со значением цвета, формы, размера.

К концу четырех лет ребенок может себе представить то, чего никогда не видел. В его речи появляются слова «сегодня», «вчера», «сначала», «потом» — а это означает, что он уже ощущает себя в протяженном во времени мире.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Но не стоит забывать, что владение знаниями, умениями, навыками невозможно без активности и самостоятельности ребенка — без его уверенности в себе, в своих силах и способностях.

Счётоход

Необходимый инвентарь: любая игрушка, которую можно спрятать.

❀ Выбирают водящего, который на время выходит из комнаты. Дети (взрослый), оставшиеся в комнате, прячут игрушку и зовут водящего обратно.

❀ Водящему дают инструкции, где можно найти игрушку. Например, «Пройди вперед два шага, поверни налево и сделай еще три шага» и т. д.

❀ Усложнить задание можно тем, что вместо словесного инструктирования по поиску игрушки можно составить план-схему.

Сколько здесь скамеечек?

❀ Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например, «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?».

У кого больше

Необходимый инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи), глубокая тарелка или коробка.

❀ Положите пуговицы в тарелку.

❀ По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог.

❀ Выигрывает тот, у кого пуговиц больше.

Счет на слух

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов от 1 до 10, счетные палочки (или пуговицы), дудочка (или барабан, бубен).

❀ Покажите ребенку карточку с картинками и предложите продудеть или постучать столько раз, сколько предметов изображено на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».

❀ Вы стучите или дудите, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выкладывает нужное количество счетных палочек. Вначале палочки выкладываются после каждого удара. Затем усложните задание: сначала ребенок должен прослушать удары, считая их, а затем выложить нужное число счетных палочек.

Кто где...

Игра учит ребенка различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху)

Необходимый инвентарь: любые игрушки.

❀ Расставьте игрушки в разных местах комнаты. Спросите ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.

Много - мало

Игра на усвоение ребенком понятии «много, «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну»

❀ Данную игру можно проводить во время прогулки или дома.

❀ Попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало или одиночные. Например, стульев много, стол один; книг много, животных мало.

❀ Положите перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет девять, а красных — пять. Спросите, каких карточек больше, каких меньше. Добавьте еще четыре красных карточки. Что теперь можно сказать?

До горки десять шагов, а сколько шагов до качелей?

❀ Гуляя с ребенком, считайте шаги до разных предметов, находящихся на недалеком от вас расстоянии.

❀ Сосчитайте шаги до горки, затем до качелей.

❀ Сравните измеренные шагами расстояния: какое больше?

❀ Научите ребенка прогнозировать: предположите, сколько шагов нужно сделать до карусели?

❀ Ходите разными шагами — «обычными», «лилипутскими» и «гигантскими». Сосчитайте, сколько «обычных», «лилипутских» и «гигантских» шагов нужно сделать до лестницы.

Отгадай число

Игра способствует подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка

❀ Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д.

❀ Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше.

❀ Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Счет на кухне

❀ Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.

❀ Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.

❀ Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.

❀ Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.

❀ Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.

Раскладываем палочки

Необходимый инвентарь: счетные палочки (или пуговицы, спички, зубочистки, ватные палочки).

❀ Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Затем разложите их по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа.

❀ Возьмите четыре палочки, пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть сначала он разложит их на равное количество. Затем попросите его расположить палочки так, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три.

❀ Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Геометрические фигуры

Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).

❀ Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.

❀ Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.

❀ Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

❀ Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.

❀ Учите ребенка сравнивать фигуры.

❀ Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

❀ Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий: «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».

Счетная мозаика

Необходимый инвентарь: счетные палочки.

❀ Вместе с ребенком с помощью счетных палочек начните составлять цифры или буквы.

❀ Рядом с составленной цифрой попросите ребенка выложить соответствующее ей количество счетных палочек.

Счет в дороге

❀ Чтобы не скучать в машине, можно провести это время с пользой: все считать.

❀ Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки.

❀ Можно придумать каждому играющему объект для счета: например, ребенок считает большие дома, а вы — маленькие. Вы считаете желтые машины, ребенок — красные. У кого больше?

Пространственный тренинг

Необходимый инвентарь: пуговицы (большие и маленькие) и листок бумаги.

❀ Задача — научить ребенка правильно пространственно мыслить.

❀ Пусть ребенок по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в центре листка, еще одну — в правом углу, еще — под лист бумаги в середине» и т. д.

❀ Если эго задание выполнено без ошибок, приступите к более сложному. Попросите малыша: «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит на листе бумаги (под бумагой)». (Или: слева от большой пуговицы, которая лежит в левом углу листа; справа у большой пуговицы, которая лежит в правом нижнем углу листа и т. п.)

❀ Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию. Не волнуйтесь, это временная ситуация.

Звонкий мяч

Игра на развитие пространственного мышления, усвоение и закрепление понятии «верх», «низ», «право», «лево», «ближе», «дальше»

Необходимый инвентарь: мяч.

❀ Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед - назад.

❀ Задание можно и усложнить, попросив ребенка: «Ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой». В активной игре малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Длиномер

В игре ребенок обучается и закрепляет навыки обращения с понятиями «длина», «ширина», «Высота»

Необходимый инвентарь: полоски бумаги.

❀ Взрослый загадывает какой-нибудь предмет (например, шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.

❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски.

❀ Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Фигуры, которые можно показать ребёнку и попросить их назвать. Спросить об их расположении относительно друг друга - (вверху, внизу, над, под, слева, справа, между).

Какой длины

Необходимый инвентарь: полоска бумаги длиной 10 см.

❀ Загадайте какой-нибудь предмет. Например, стол. Измерьте полоской бумаги его длину (пусть она будет равна 50 см).

❀ Дайте ребенку полоску бумаги и попросите его найти в комнате предмет, длина которого равна пяти этим полоскам.

❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате. И все время упражняться в счете.

❀ Потом можно поменяться ролями.

Воспитатель средней группы

Андреева Л.Н.