Новости
Консультация для родителей «Математические игры для дошкольников в домашних условиях»
29
мая
2024
Математическое образование дошкольников включает в себя не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям. Математическое, точнее, логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление — это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Развитие математического мышления связано с овладением математическими понятиями, а значит, с развитием речи, обогащением словаря. В речи ребенка постепенно появляются слова «столько», «сколько», «множество», «больше», «меньше», «больше чем на», «равно», «одинаково», «вчера», «сегодня», «завтра», «время», «мера», «число».
Математическое образование включает и развитие воображения, фантазии.
Мышление четырехлетнего ребенка позволяет выделять те отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его внимание взрослые. Дети, играя в предложенные игры и упражнения, активно используют прилагательные со значением цвета, формы, размера.
К концу четырех лет ребенок может себе представить то, чего никогда не видел. В его речи появляются слова «сегодня», «вчера», «сначала», «потом» — а это означает, что он уже ощущает себя в протяженном во времени мире.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Но не стоит забывать, что владение знаниями, умениями, навыками невозможно без активности и самостоятельности ребенка — без его уверенности в себе, в своих силах и способностях.
Счётоход
Необходимый инвентарь: любая игрушка, которую можно спрятать.
❀ Выбирают водящего, который на время выходит из комнаты. Дети (взрослый), оставшиеся в комнате, прячут игрушку и зовут водящего обратно.
❀ Водящему дают инструкции, где можно найти игрушку. Например, «Пройди вперед два шага, поверни налево и сделай еще три шага» и т. д.
❀ Усложнить задание можно тем, что вместо словесного инструктирования по поиску игрушки можно составить план-схему.
Сколько здесь скамеечек?
❀ Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например, «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?».
У кого больше
Необходимый инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи), глубокая тарелка или коробка.
❀ Положите пуговицы в тарелку.
❀ По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог.
❀ Выигрывает тот, у кого пуговиц больше.
Счет на слух
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов от 1 до 10, счетные палочки (или пуговицы), дудочка (или барабан, бубен).
❀ Покажите ребенку карточку с картинками и предложите продудеть или постучать столько раз, сколько предметов изображено на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».
❀ Вы стучите или дудите, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выкладывает нужное количество счетных палочек. Вначале палочки выкладываются после каждого удара. Затем усложните задание: сначала ребенок должен прослушать удары, считая их, а затем выложить нужное число счетных палочек.
Кто где...
Игра учит ребенка различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху)
Необходимый инвентарь: любые игрушки.
❀ Расставьте игрушки в разных местах комнаты. Спросите ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.
Много - мало
Игра на усвоение ребенком понятии «много, «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну»
❀ Данную игру можно проводить во время прогулки или дома.
❀ Попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало или одиночные. Например, стульев много, стол один; книг много, животных мало.
❀ Положите перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет девять, а красных — пять. Спросите, каких карточек больше, каких меньше. Добавьте еще четыре красных карточки. Что теперь можно сказать?
До горки десять шагов, а сколько шагов до качелей?
❀ Гуляя с ребенком, считайте шаги до разных предметов, находящихся на недалеком от вас расстоянии.
❀ Сосчитайте шаги до горки, затем до качелей.
❀ Сравните измеренные шагами расстояния: какое больше?
❀ Научите ребенка прогнозировать: предположите, сколько шагов нужно сделать до карусели?
❀ Ходите разными шагами — «обычными», «лилипутскими» и «гигантскими». Сосчитайте, сколько «обычных», «лилипутских» и «гигантских» шагов нужно сделать до лестницы.
Отгадай число
Игра способствует подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка
❀ Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д.
❀ Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше.
❀ Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Счет на кухне
❀ Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.
❀ Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.
❀ Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.
❀ Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.
❀ Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.
Раскладываем палочки
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или пуговицы, спички, зубочистки, ватные палочки).
❀ Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Затем разложите их по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа.
❀ Возьмите четыре палочки, пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть сначала он разложит их на равное количество. Затем попросите его расположить палочки так, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три.
❀ Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.
Геометрические фигуры
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).
❀ Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол.
❀ Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.
❀ Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
❀ Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.
❀ Учите ребенка сравнивать фигуры.
❀ Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
❀ Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий: «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».
Счетная мозаика
Необходимый инвентарь: счетные палочки.
❀ Вместе с ребенком с помощью счетных палочек начните составлять цифры или буквы.
❀ Рядом с составленной цифрой попросите ребенка выложить соответствующее ей количество счетных палочек.
Счет в дороге
❀ Чтобы не скучать в машине, можно провести это время с пользой: все считать.
❀ Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки.
❀ Можно придумать каждому играющему объект для счета: например, ребенок считает большие дома, а вы — маленькие. Вы считаете желтые машины, ребенок — красные. У кого больше?
Пространственный тренинг
Необходимый инвентарь: пуговицы (большие и маленькие) и листок бумаги.
❀ Задача — научить ребенка правильно пространственно мыслить.
❀ Пусть ребенок по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в центре листка, еще одну — в правом углу, еще — под лист бумаги в середине» и т. д.
❀ Если эго задание выполнено без ошибок, приступите к более сложному. Попросите малыша: «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит на листе бумаги (под бумагой)». (Или: слева от большой пуговицы, которая лежит в левом углу листа; справа у большой пуговицы, которая лежит в правом нижнем углу листа и т. п.)
❀ Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию. Не волнуйтесь, это временная ситуация.
Звонкий мяч
Игра на развитие пространственного мышления, усвоение и закрепление понятии «верх», «низ», «право», «лево», «ближе», «дальше»
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед - назад.
❀ Задание можно и усложнить, попросив ребенка: «Ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой». В активной игре малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Длиномер
В игре ребенок обучается и закрепляет навыки обращения с понятиями «длина», «ширина», «Высота»
Необходимый инвентарь: полоски бумаги.
❀ Взрослый загадывает какой-нибудь предмет (например, шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.
❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски.
❀ Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Фигуры, которые можно показать ребёнку и попросить их назвать. Спросить об их расположении относительно друг друга - (вверху, внизу, над, под, слева, справа, между).
Какой длины
Необходимый инвентарь: полоска бумаги длиной 10 см.
❀ Загадайте какой-нибудь предмет. Например, стол. Измерьте полоской бумаги его длину (пусть она будет равна 50 см).
❀ Дайте ребенку полоску бумаги и попросите его найти в комнате предмет, длина которого равна пяти этим полоскам.
❀ Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате. И все время упражняться в счете.
❀ Потом можно поменяться ролями.
Воспитатель средней группы
Андреева Л.Н.