Новости

Путешествие в космос

25

мая

2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 132»

 

 

 

 

Занятие по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе на тему «Путешествие в космос»

 

Автор:

Кононенко Е.А. - воспитатель

  

2021

Цель: закрепление математических знаний и умений у детей посредством игры-путешествия.

Образовательные задачи:

  • Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
  • Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, инициативности, самостоятельности

Дидактический и наглядный материал:

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением планет, иллюстрации «Воздушный транспорт», цифры от 1 до10, мяч.

Раздаточный материал: листы бумаги в клетку, простой карандаш, наборы геометрических фигур, цифры от 1 до 10, знаки «+», «-«, «=», пластилин.

Ход занятия:

Дети под музыку ОСТ Стар Трек заходят в помещение и останавливаются перед воспитателем.

Вос-ль:    Здравствуйте, ребята! Ребята, только что из далекой галактики нам поступил сигнал СОС.  Кто из Вас знает, что это за сигнал?

Ответы детей.

Вос-ль:  Молодцы. Давайте посмотрим видеозапись.

На ИД включается запись.

«Здравствуйте, земные человечки! Я летела домой, но сбилась с пути. Вышла, чтобы оглядеться, посмотреть, куда мне дальше лететь. У меня была старенькая карта, но она порвалась на 4 части и все части разлетелесь по разным планетам. Пожалуйста, помогите мне ее найти.

Вос-ль:   Ребята, поможем инопланетяну?

Ответы детей.

Вос-ль:   Тогда давайте решим, на чем же мы должны полететь в                                   Космос?

Ответы детей.

Вос-ль: А давайте вспомним на чем  люди раньше летали.

Включается на ИД серия картинок «Воздушный транспорт». Дети называют вид транспорта.

Вос-ль: А чтобы узнать на чем полетим мы, вам надо выполнить задание. Дети садятся за столы. Воспитатель  раздает им схемы изображения ракеты с нанесенными цифрами от 1 до 9, последовательно. Карандаши.

Вос-ль:    Посмотрите, перед вами лист бумаги, а на нем цифры.

 Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем полетим в космос.

Дети выполняют задание.

Вос-ль: Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мне нужно проверить Вашу выносливость.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

Долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед – назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте).

Вос-ль:   Какие Вы молодцы, все справились с этим заданием!

Вос-ль: Итак, я вижу , что вы очень выносливые и к полету готовы. Занимайте свои места. Начинаем обратный  отсчет с 10 до 1. (счет наоборот: от 10 до 1). После цифры 1 поднимаем руки вверх, хлопнем в ладоши и говорим «ПУСК!».

Дети сидя на стульях выполняют обратный отсчет. Включается заставка на ИД, смотрят фрагмент мультипликационной заставки о космосе.

Вос-ль: Прежде, чем мы определим координаты планет на которые упали кусочки карты, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Планеты»

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладоши)

Планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

(загибаем палец)

На Венеру полюбуюсь,

(загибаем палец)

Вот Земля – наш дом родной,

Шар любимый голубой.

(загибаем палец)

Мимо Марса пролетаю,

(загибаем палец)

И Юпитер наблюдаю.

(загибаем палец)

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

(загибаем 2 пальца)

Вот Нептун,

(загибаем палец)

А вот Плутон,

(загибаем палец)

Дальше всех от солнца он.

Все планеты хороши,

(хлопаем в ладоши)

Полетали от души!

(пальцы сжаты, большой палец вверх).

Вос-ль:   А теперь нужно выяснить, на какие планеты упали  кусочки карты. Для этого Вам нужно решить задачи.

На столе у вас лежат математические наборы. Внимательно слушайте условие задачи, а решение выложите на столе. Под правильным ответом находятся планеты, на которые упали кусочки карты.

Вос-ль: 

1 задача: На небе сияло 4 звезды. Упало на землю две                                звезды. Сколько звезд осталось на небе?     (Меркурий)

2 задача: На космодроме было 3 ракеты. Прилетело еще две.                                Сколько стало ракет на космодроме?     (Венера)

3 задача: Пять ребят в футбол играли.

                 Одного домой забрали.

                Он в окно глядит, считает,

                 Сколько их теперь играет?     (Марс)

 4 задача: На березе две синички

                 Продавали рукавички.

                 Прилетело еще пять,

                Сколько будет продавать?     (Юпитер)

Вос-ль:   Ребята, вы молодцы. Итак, первый кусочек карты упал на планету                      Меркурий, второй кусочек карты упал на планету Венера, третий                    кусочек карты упал на планету Марс, четвертый кусочек карты упал на планету Юпитер.

Только правильно выполнив все задания, мы сможем забрать карту.

На ИД картинка Меркурия.

Вос-ль: Ребята, вот мы и приближаемся к Меркурию, просьба подойти к                   иллюминатору.

Дети встают с мест и подходят к ИД. Рассказ об этой планете.

Во-ль:   Меркурий – это первая планета Солнечной системы. В                Солнечной системе Меркурий меньше всех других планет.          Меркурий мчится вокруг Солнца в 3 раза быстрее Земли. Из-за того, что Меркурий находится рядом с Солнцем, там  очень жарко. Длительность 1 суток на планете от восхода до восхода на Меркурии составляет целых 176 земных дней. У самой маленькой планеты Солнечной системы нет спутников.

Вос-ль: Ребята, а кто из Вас знает, из каких элементов состоит костюм                          космонавта?

Ответы детей. Шлем, скафандр, луноходы.

Вос-ль: Молодцы! Одеваем скафандр и отправляемся на поиски карты.                 Судя по показаниям приборов, кусочек карты совсем близко.  Мы его найдем, если сделаем 5 шагов вперед и 3 шага влево.

Вос-ль: Отлично справились с заданием. Нам пора возвращаться в                         ракету и лететь дальше.

Дети садятся на стулья.

Вос-ль: Глазки устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Космонавт»

В темном небе звезды светят

(закрыть глаза),

Космонавт летит в ракете

(открыть глаза).

День летит и ночь летит

(посмотреть влево, вправо)

И на Землю вниз глядит

(опустить взгляд вниз).

Видит сверху он поля

(моргаем),

Горы, реки и моря

(посмотреть влево, вправо).

Видит он весь шар земной

(нарисовать глазами круг),

Шар земной – наш дом родной

(посмотреть вдаль).

Вос-ль:  Приближаемся к Венере, второй от солнца планете, просьба                    подойти к иллюминатору.

Дети подходят к ИД. Рассказ о Венере.

Венера — это самая жаркая планета во всей Солнечной системе.                     Большую часть  ее поверхности составляют равнины с затвердевшей лавой, которая однажды вытекла из глубин и разлилась по планете. С Земли мы видим яркое небесное тело. Это объясняется тем, что планета покрыта толстым слоем облаков, которые отражают почти весь солнечный свет.

Дождь на Венере не состоит из воды. Это кислотные дожди,     вызванные наличием серной кислоты в ее облаках. Но учитывая    высокую температуру, капли кислоты не успевают достигать       поверхности планеты, моментально испаряясь.

Вос-ль:    - Ну, что это? Мы попали в плотную туманность и ничего не стало видно. Нам нужно составить карту звездного неба. Дети кладут перед собой лисы звездного неба и выполняют задания.

А) в правый верхний угол положите маленькую планету желтого цвета без углов, но не круг;

Б) в левый нижний угол – большую планету зеленого цвета, у которой все стороны равны.

В) в правый нижний угол – большую планету синего цвета, у которой 2 острых и 2 тупых угла.

Г) в левый верхний угол – маленькую планету красного цвета, у которой 2 противоположные стороны равны.

Д) в середину звездного неба положите 2 маленькие оранжевые планеты, у каждой из которых по три угла.

Вос-ль:    Молодцы! У нас есть второй кусочек карты! Пора отправляться на                Марс.

Садимся на места и летим дальше.

Вос-ль:   Подлетаем к Марсу, четвертой от солнца планете, просьба                 подойти к иллюминатору.

Рассказ о Марсе.

Марс называют Красной планетой из-за характерного оттенка                 поверхности. Все из-за железа – ржавая пыль не только покрывает                 саму планету, но и поднимается в атмосферу. Отсюда и ее     красновато-рыжеватый цвет. Марс испещрен множеством кратеров. На Марсе есть вода! Исследовательские аппараты обнаружили в слоях планеты лед. Возможно, когда-то на Красной планете были и настоящие реки и озера – многие разломы на ее поверхности могут быть следами когда-то существовавших водоемов.

 На Марсе не бывает дождей. Погода на планете такова, что там либо                   жарко, либо холодно. В итоге вода мгновенно превращается в пар    или в лед.

Вос-ль:  Ребята, чтобы найти следующий кусочек карты, вам надо отгадать тайный шифр.

Интерактивная игра «Шпион».

Молодцы! Вы справились с заданием и получаете 3 кусочек карты.

Вос-ль: Отлично, летим к Юпитеру. Устали? Давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Ароматы Земли».

Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох ртом, губы трубочкой.

Вос-ль: Подлетаем к Юпитеру, пятой от солнца планете, просьба     подойти к иллюминатору.

Рассказ про Юпитер.

Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Она относиться к классу газовых гигантов, так как состоит из разных газовых соединений: водорода, гелия и метана. Юпитер хорошо виден на ночном небосклоне. Юпитер – планета с сильными ветрами.

 На сегодняшний день Юпитер – планета, у которой обнаружено          наибольшее количество естественных лун. Всего их 79.

Вос-ль:  Давайте найдем последний кусочек карты.

Высадившись на Юпитере выполняем  задание «прямой и обратный счет»

Дети становятся полукругом. Вос-ль бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить счет  в прямом или обратном порядке. Находят кусочек карты.

Вос-ль: Вот и все, все кусочки карты у нас. Осталось их соединить и                    отправить инопланетянам.

Дети соединяют кусочки карты на столе.

Вос-ль:   Как же нам передать карту инопланетянам? Ребята, есть мысли?

Ответы детей.

Вос-ль: Отличная идея: пусть космическая ракета доставит карту        инопланетянам! А для этого мы сейчас выполним работу по         пластилинографии.

Дети садятся за столы и мастерят ракету.

Вос-ль: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

  • Кому мы сегодня помогли?
  • Какие трудности встретились нам в пути? А почему мы их преодолели?
  • Ребята, вы хорошо проявили себя в путешествии, потому что вы сообразительные, умные, веселые и добрые. И я вам желаю еще много интересных путешествий.